ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ МИХАИЛА, МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

13.10.2017

Свя­той Ми­ха­ил был пер­вым мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским и Все­рос­сий­ским и управ­лял на­шей Цер­ко­вью во дни свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

За­во­е­вав гре­че­ский го­род Кор­сунь[1], князь Вла­ди­мир при­нял там Свя­тое Кре­ще­ние и всту­пил в брак с ца­рев­ной Ан­ной, род­ной сест­рой ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров[2]. Но, имея твер­дое ре­ше­ние про­све­тить све­том Хри­сто­вой ве­ры всю ве­ли­кую дер­жа­ву свою, рав­ноап­о­столь­ный князь вслед за­тем из Кор­су­ни же по­слал в Ца­рь­град по­соль­ство к им­пе­ра­то­рам и пат­ри­ар­ху с прось­бой при­слать пас­ты­рей церк­ви для Кре­ще­ния рус­ской зем­ли, омра­чен­ной тьмой идо­ло­слу­же­ния, и для управ­ле­ния Рус­ской Цер­ко­вью. Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский свя­той Ни­ко­лай Хри­со­верг[3] вме­сте с со­бо­ром епи­ско­пов из­брал и по­ста­вил мит­ро­по­ли­том на Русь Ми­ха­и­ла, пре­муд­ро­го ра­зу­мом, учи­тель­но­го и свя­то­го жи­ти­ем. Не со­хра­ни­лось из­ве­стий об об­сто­я­тель­ствах жиз­ни свя­то­го Ми­ха­и­ла до по­став­ле­ния его мит­ро­по­ли­том; да­же о про­ис­хож­де­нии свя­ти­те­ля ле­то­пи­си по­вест­ву­ют раз­ное: од­ни на­зы­ва­ют его си­рий­цем, дру­гие бол­га­ри­ном. По­лу­чив от пат­ри­ар­ха на­пут­ствен­ное на­став­ле­ние, свя­той Ми­ха­ил от­пра­вил­ся к кня­зю Вла­ди­ми­ру в со­про­вож­де­нии ду­хо­вен­ства, пред­на­зна­чен­но­го по­мо­гать ему в управ­ле­нии, – ше­сти епи­ско­пов и мно­го­чис­лен­ных пре­сви­те­ров и кли­ри­ков. С ве­ли­кою ра­до­стью и тор­же­ством князь встре­тил свя­ти­те­ля, и вско­ре по­сле то­го вме­сте с ним и с су­пру­гой, ца­рев­ной, по­спе­шил к столь­но­му Ки­е­ву. Ше­ствие за­но­во кре­щен­но­го кня­зя и но­во­по­став­лен­но­го мит­ро­по­ли­та к ма­те­ри гра­дов рус­ских бы­ло как бы свя­щен­ным по­хо­дом для ис­ко­ре­не­ния язы­че­ско­го мно­го­бо­жия и идо­ло­слу­же­ния в от­чине Вла­ди­ми­ра. Они вез­ли с со­бой свя­тые мо­щи, кре­сты, ико­ны и свя­щен­ные цер­ков­ные со­су­ды. Их со­про­вож­да­ло кре­сто­нос­ное во­ин­ство – пас­ты­ри церк­ви, при­шед­шие из Гре­ции и взя­тые из за­во­е­ван­ной Кор­су­ни.

Все крат­кое вре­мя управ­ле­ния свя­то­го Ми­ха­и­ла Рус­ской Цер­ко­вью про­тек­ло в апо­столь­ских тру­дах: в про­по­ве­ди Еван­ге­лия языч­ни­кам, в Кре­ще­нии их и утвер­жде­нии в ве­ре но­во­про­све­щен­ных. По сло­вам цер­ков­но­го пес­но­пе­ния[4], свя­той Ми­ха­ил «ни­ще­той неве­рия одер­жи­мой зем­ле Рос­сий­ской при­нес от Цар­ству­ю­ще­го гра­да Еван­ге­лие Хри­сто­во и это да­ро­вал ей».

Пер­вым де­лом свя­ти­те­ля на ме­сте его ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния бы­ло Кре­ще­ние се­мей­ства кня­зя, – его сы­но­вей; за ним по­сле­до­ва­ло Кре­ще­ние дру­жин­ни­ков кня­зя, бо­яр.

На­ша Цер­ковь убла­жа­ет свя­ти­те­ля Ми­ха­и­ла, как кре­сти­те­ля столь­но­го Ки­е­ва, и вос­пе­ва­ет: «Кра­су­ет­ся град Ки­ев до днесь ри­зою Кре­ще­ния оде­ян от те­бе, свя­ти­те­лю». С ве­ли­ким тру­дом, но и с ве­ли­ким успе­хом со­вер­ше­но бы­ло это важ­ное де­ло. Свя­той мит­ро­по­лит, епи­ско­пы и мно­го­чис­лен­ные пре­сви­те­ры на­став­ля­ли тем­ный на­род ве­ре Хри­сто­вой, при­го­тов­ляя его к вос­при­я­тию Свя­то­го Кре­ще­ния, раз­ру­шая его язы­че­ские суе­ве­рия, «се­чи­вом еван­гель­ско­го уче­ния по­се­кая идоль­ское из­ва­я­ние». В это вре­мя князь Вла­ди­мир со­дей­ство­вал успе­хам их про­по­ве­ди сво­ей вла­стью: он по­ве­лел слу­гам сво­им со­кру­шить идо­лов и над­ру­гать­ся над ни­ми, а на­ро­ду от ма­ла до ве­ли­ка – му­жам и же­нам, знат­ным и про­стым, ра­бам и сво­бод­ным, ид­ти в на­зна­чен­ный день на ре­ку кре­стить­ся. И со­бра­лись жи­те­ли Ки­е­ва на бе­рег Дне­пра для Кре­ще­ния, ко­то­рое со­вер­шил свя­той Ми­ха­ил с мно­го­чис­лен­ным ду­хо­вен­ством в при­сут­ствии кня­зя, его се­мей­ства и бо­яр.

Кре­ще­ни­ем Ки­е­ва по­ло­же­но бы­ло проч­ное на­ча­ло к про­све­ще­нию Ру­си све­том еван­гель­ской ис­ти­ны: ве­ра Хри­сто­ва, ко­то­рую ис­по­ве­ды­ва­ли князь и бо­яре, ста­ла ве­рою и рус­ской сто­ли­цы. Но те­перь над­ле­жа­ло сде­лать ее ве­рою всей зем­ли рус­ской от кон­ца до кон­ца, всей зем­ли, ко­то­рую об­ни­ма­ла власть Вла­ди­ми­ра и для цер­ков­но­го управ­ле­ния ко­то­рой по­став­лен был свя­той Ми­ха­ил. Са­мо­му свя­ти­те­лю над­ле­жа­ло со­брать ста­до сло­вес­ных овец, чтобы быть их пас­ты­рем и учи­те­лем. И по­то­му рев­ност­ный ар­хи­пас­тырь, при со­дей­ствии рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя, стре­мит­ся на­саж­дать по гра­дам рус­ской зем­ли ве­ру Хри­сто­ву. Цер­ковь чтит свя­то­го Ми­ха­и­ла как сви­де­те­ля ис­ти­ны и про­по­вед­ни­ка Еван­ге­лия Хри­сто­ва, ис­тре­бив­ше­го «тер­ние мно­го­бо­жия и все­яв­ше­го се­мя доб­ро пло­до­ви­тое в зем­ле Рос­сий­ской». Глав­ней­ши­ми го­ро­да­ми Ру­си по­сле Ки­е­ва в то вре­мя бы­ли: Нов­го­род Ве­ли­кий, сто­ли­ца се­вер­ных вла­де­ний кня­зя Вла­ди­ми­ра, и Ро­стов Ве­ли­кий, глав­ный го­род За­лес­ской зем­ли[5]. В эти два го­ро­да свя­той Ми­ха­ил со­вер­шил пу­те­ше­ствия для об­ра­ще­ния языч­ни­ков в Хри­сто­ву ве­ру. В 990 го­ду, в со­про­вож­де­нии епи­ско­пов, кня­же­ско­го во­е­во­ды Доб­ры­ни и Ана­ста­са Кор­су­ня­ни­на[6], свя­ти­тель по­се­тил Нов­го­род; здесь со­кру­шил идо­лов, мно­гих кре­стил, по­стро­ил несколь­ко церк­вей и по­ста­вил к ним пре­сви­те­ров. На сле­ду­ю­щий год та­кое же пу­те­ше­ствие с про­по­ве­дью Еван­ге­лия свя­той Ми­ха­ил пред­при­нял в Ро­стов. Успех его про­по­ве­ди на этот раз был зна­чи­тель­нее: он кре­стил без чис­ла лю­дей, воз­двиг мно­го церк­вей, по­ста­вил к ним пре­сви­те­ров и диа­ко­нов, уста­но­вил чин цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния и управ­ле­ния.

В 992 го­ду свя­той мит­ро­по­лит Ми­ха­ил скон­чал­ся. Свя­той Вла­ди­мир неутеш­но скор­бел и пла­кал, так как в по­чив­шем свя­ти­те­ле ли­шил­ся не толь­ко доб­ро­го и рев­ност­но­го пас­ты­ря, но и муд­ро­го со­вет­ни­ка сво­е­го в де­лах го­судар­ствен­но­го управ­ле­ния.

Еще вслед за Кре­ще­ни­ем Ки­е­ва свя­той Ми­ха­ил бла­го­сло­вил кня­зя Вла­ди­ми­ра со­здать Де­ся­тин­ный храм в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­ти­тель не до­жил до окон­ча­ния его по­строй­ки, но этот храм при­нял его остан­ки, по­слу­жив ме­стом его по­гре­бе­ния[7].

Об­ре­тен­ные нетлен­ны­ми в XII ве­ке, мо­щи свя­то­го Ми­ха­и­ла то­гда же пе­ре­не­се­ны бы­ли в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру, в Ан­то­ни­е­ву пе­ще­ру, а от­сю­да в 1730 го­ду пе­ре­не­се­ны в Ве­ли­кую Успен­скую цер­ковь Лав­ры, где нетлен­но по­чи­ва­ют и до сих пор[8].


При­ме­ча­ния

[1] Кор­сунь – ина­че Хер­со­нес Та­ври­че­ский – древ­ний гре­че­ский го­род на юго-за­пад­ном бе­ре­гу Та­ври­че­ско­го по­лу­ост­ро­ва, или Кры­ма, вбли­зи ны­неш­не­го Се­ва­сто­по­ля. По­сле него оста­лись раз­ва­ли­ны.

[2] Все это про­изо­шло в 988 го­ду. Ви­зан­тий­ски­ми им­пе­ра­то­ра­ми в то вре­мя бы­ли Ва­си­лий II Бол­га­ро­бой­ца и брат его Кон­стан­тин VIII, сы­но­вья им­пе­ра­то­ра Ро­ма­на II. По­чти все вре­мя они цар­ство­ва­ли сов­мест­но: Ва­си­лий с 975 по 1025 г., Кон­стан­тин с 979 по 1028 г., но на­сто­я­щим пра­ви­те­лем был Ва­си­лий – наи­бо­лее спо­соб­ный и де­я­тель­ный.

[3] Св. Ни­ко­лай II Хри­со­верг управ­лял Кон­стан­ти­но­поль­ской цер­ко­вью с 983 по 996 г.

[4] В дан­ном ме­сте и в ни­же­сле­ду­ю­щих при­во­дят­ся сло­ва из служ­бы свя­ти­те­лю Ми­ха­и­лу.

[5] Нов­го­род сто­ит на ре­ке Вол­хо­ве при вы­хо­де его из озе­ра Иль­мень; ныне гу­берн­ский го­род Ро­стов, при озе­ре Неро, в на­сто­я­щее вре­мя уезд­ный го­род Яро­слав­ской гу­бер­нии.

[6] Доб­ры­ня – род­ной дя­дя Вла­ди­ми­ра по ма­те­ри. Ана­стас Кор­су­ня­нин – грек, пре­дав­ший Кор­сунь Вла­ди­ми­ру. Впо­след­ствии он был ста­рей­шим свя­щен­ни­ком при Де­ся­тин­ной церк­ви.

[7] Де­ся­тин­ная цер­ковь по­лу­чи­ла свое на­зва­ние от де­ся­ти­ны (10-й ча­сти име­ния), опре­де­лен­ной на ее со­дер­жа­ние кня­зем Вла­ди­ми­ром; по­стро­е­на ма­сте­ра­ми, вы­зван­ны­ми из Гре­ции, в про­дол­же­ние се­ми лет (с 989 по 996 г.). До ее освя­ще­ния мо­щи свя­то­го Ми­ха­и­ла, ве­ро­ят­но, по­ме­ща­лись вре­мен­но где-ни­будь в дру­гом ме­сте; впро­чем, воз­мож­но, что бы­ли по­гре­бе­ны и в недо­стро­ен­ном хра­ме.

[8] Па­мять свя­то­го Ми­ха­и­ла пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­лась 15 июня, по пре­да­нию, в день его кон­чи­ны. С 1730 го­да она пе­ре­не­се­на на 30 сен­тяб­ря.

Возврат к списку