Проповедь: Добра не бывает слишком много

16.11.2018

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Хочу напомнить о том, что вокруг нас есть много людей, нуждающихся в помощи, внимании, заботе. И как часто мы, подобно священнику из притчи о милосердном самарянине., проходим мимо, не замечая или делая вид, что не замечаем, страданий нашего ближнего. Иногда мы оправдываем себя тем, что страдающих слишком много и мы не можем всем им помочь. Иногда – тем, что есть другие страдающие, которым мы уже помогаем.

Иногда оправданием служит нехватка времени: было бы время, мы бы помогали, а так как его нет, то и помогать некогда. Иногда мы находим другие предлоги: одни для себя, другие – для других. Другим мы говорим о своей занятости, говорим о своих заслугах перед страждущими, о том, кому и чем мы помогаем, чтобы оправдаться в том, что мы не помогаем этому конкретному ближнему, который нуждается в нашей помощи. А самих себя мы успокаиваем тем, что слишком много на нас и так возложено, делаем что можем, сил на все и времени не хватает. И, таким образом, в этой самоуспокоенности проводим свои дни.

А между тем, добра не бывает слишком много. Участие, сочувствие и внимание к страждущим никогда не бывает лишним. Всегда и везде можно найти дополнительное доброе слово, можно найти то, чем мы можем помочь страждущему человеку. Люди страдают очень по-разному: одни от болезней, другие от несчастных обстоятельств, третьи – от семейных неурядиц, четвертые – от того, что с ними происходит на работе.

Есть люди, которые претерпевают клевету от ближних, есть люди, на долю которых выпадают болезни, – и все они нуждаются в сострадании. Но это сострадание не должно быть каким-то вымученным или искусственным. Мы не должны все время принуждать себя к тому, чтобы соболезновать тем, кто потерял близких, сочувствовать тем, кто болеет или у кого болеют близкие. Мы, прежде всего, должны ощущать себя членами единой церковной общины. И понимать, что если, как говорит апостол Павел, страдает один член тела, то страдает и все тело. Мы составляем единое тело церковное. Как говорит тот же апостол Павел, все мы должны устроять жилище Божие духом. Каждый из нас является камнем в этом великом здании Церкви Христовой, которую созидает Сам Господь и Главой которой Он является. И поэтому от каждого из нас зависит не только благосостояние Церкви, но и благосостояние наших ближних.

Все мы связаны друг с другом различными узами: кто-то узами родства, кто-то узами знакомства, но поверх всех этих человеческих уз есть еще особая связь, которая объединяет всех нас во единое тело – это само Тело Христово, которое мы принимаем в Евхаристии и Которое позволяет нам ощущать себя членами единого организма. Именно отсюда, из нашего причащения Христу, из нашего соучастия в Трапезе Господней, из принятия внутрь себя Тела и Крови Христовой, должно проистекать все то, что делает нас подлинными христианами, в том числе любовь к нашим ближним, внимание к ним и способность не проходить мимо человека, когда он страдает, когда нуждается в сочувствии и нашем участии. Мы никогда не сможем достичь любви к ближнему, если будем пытаться ее достичь при помощи самовнушения или самодисциплины, или иных подобного рода человеческих мер. Но если мы будем без лености, как можно чаще приходить в храм, приступать к Святым Христовым Тайнам и просить Господа о том, чтобы он дал нам эту Божественную любовь, чтобы Он дал нам это сострадание и милосердие, чтобы Он дал нам то духовное зрение, которое позволяет видеть нуждающегося в нужде, болящего – в болезни, страждущего – в его страдании. И тогда от Самого Источника жизни мы будем получать те благодатные силы, которые необходимы для того, чтобы нести наше христианское служение. Ибо жизнь христианина – не только священнослужителя, но и мирянина – есть не что иное, как служение.

Господь призвал нас в Церковь Христову для того, чтобы мы Ему служили, служили не только своей молитвой и своим участием в таинствах церковных, но и своими добрыми делами. Одно от другого неотделимо. Мы не можем быть полноценными христианами, но при этом не причащаться Святых Христовых Таин. И мы не можем быть полноценными христианами, причащаться Святых Христовых Таин, но при этом не быть милосердными, не любить своих ближних и не исполнять заповеди Христовы. Одно без другого не бывает. Поэтому будем просить Господа, чтобы Он давал нам силы всегда быть на высоте нашего призвания, всегда быть добрыми христианами, всегда находить в себе силы в воскресный и праздничный день приходить в Церковь Божию и причащаться Святых Христовых Таин, всегда находить в себе силы после выхода их храма сохранять в себе то внутреннее духовное сокровище, которое мы носим в сердце – Самого Господа Иисуса Христа. И чтобы через нас Господь творил Свою правду и Свои чудеса. Аминь».  митрополит Волоколамский Иларион

Возврат к списку