Петр Лаишевский
Я выросла среди партибилетов и лозунгов «Ленин жив», с малолетства знала, кто такая Надежда Крупская и Лев Троцкий, но никогда не принимала и не понимала то время. Всегда избегала изучения этих дат на уроках истории, не читала никакой литературы. Для меня это подсознательно было время огромной смуты.
Как это часто бывает с тем от чего бежишь, то и получаешь… Господь так устроил, что сейчас передо мной находятся папки с делами 1926-1942 годов уже прошлого столетия. Тело охватывает мелкая дрожь, как перед раскрытием какой-то огромной тайны. Бережно и осторожно открываю первое дело… И понеслось! Переписка, договоры, повестки, приговоры! За каждым листочком, исписанным карандашом стоит целая эпоха! Эпоха нашей истории! Нашего города! В каждой строчке, в каждой фамилии – судьба, судьба человека и человечества.
Остановлюсь на одной из них.
Этого человека, который сейчас за нас ходатайствует перед Богом, прозвали «Петром Лаишевским». Уже при жизни он был известен и вводил в некое смущение известные нами органы. В миру Крюков Петр Максимович, родился в 1872 в селе Байтеряково Рыбно-Слободского уезда, в крестьянской семье. Получил начальное образование. Пострижен в монашество, с 1904 — монах-затворник, проживал в землянке около Лаишева Казанской губернии. 22 февраля 1930 — арестован за «контрреволюционную деятельность», 14 мая освобожден с зачетом срока предварительного заключения. С мая 1930 — проживал на колокольне Пятницкой церкви в Казани, с весны 1937 — в келье на Федосеевской улице Казани, нищенствовал. 6 декабря 1937 — арестован «за пропаганду антисоветского религиозного фанатизма», 26 декабря 1937 — приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества и 30 декабря расстрелян.
Вот что пишет о нем в своем доносе 25.12.1935 г. некий И. Померанцев : «…самый щекотливый в этом деле вопрос – вопрос об Петре Лаишевском: прежде всего надо лишить его того «затвора», в котором теперь живет и чем он теперь обаятелен; когда увидят верующие, каков он, то могут начаться паломничества, вопросы, если он уедет из Казани в деревню и т.п., то наоборот … там делов; далее если устроить его жить при Тихвинском Соборе, то туда с базара колхозного и помимо него повалит вся деревня, думаю, что лучше с ним переговорить и указать как лучше устроиться на жительство, чтобы не создавать мракобесия и быть полезным для обновленчества..»
Как мы видим из справки выше, какой это был «разговор»…
Пока нам не известны ни место расстрела, ни место захоронения.
Будем искать.
Ксения Камалетдинова